Изучить историю – познать себя.
Знаете ли вы, что в свое время село Ильинский Погост было административным центром Гуслицкой волости, располагавшейся в южной части нашего района? Прославилась эта местность своими необычными событиями, старообрядческой верой и сильным духом народа. Два последних века привлекает она внимание ученых, исследователей, художников, журналистов и краеведов. Сведения о Гуслице, ее быте, хранятся в музее Ильинской средней школы под чутким надзором директора Ю.А. Карякина.
Экспозицию музея начали собирать после Великой Отечественной Войны. Предметы в музей передавали жители села Ильинский Погост и соседних деревень, но наибольшее число экспонатов собрано в последние несколько лет действующим педагогическим коллективом школы. По сути история музея началась с Павла Александровича Ныркова – бывшего директора школы, и Василия Ивановича Владимирова – учителя истории, именно они подключили к его созданию жителей села и других педагогов. В музее представлены предметы быта жителей Гуслицы, несколько экспозиций посвящено Великой Отечественной войне, истории школы.
Ильинский музей – один из самых красивых в восточном Подмосковье, он не раз по достоинству оценивался конкурсными комиссиями, за что имеет дипломы и грамоты. Его часто посещают гости из Москвы и краеведы района.
Конечно, главная тема музея – Гуслица: ее территория, обычаи жителей, ремесла. Если вам не безразлична история родного края, обязательно посетите экспозицию в Ильинской школе. Здесь вы узнаете для себя много важного и интересного.
Территория Гуслицы.
Гуслицкую волость времен Ивана Калиты, к сожалению, нельзя показать на карте, так как неизвестны ее границы. Затем, в конце 18-го столетия, волость была упразднена, а название, только уже во множественном числе, сохранилось благодаря местным старообрядцам и их самобытной культуре. Принято считать, что до раскола церкви середины XVII столетия Гуслицкий край был малонаселенным из-за песчаной и болотистой почвы, мало способствующей развитию земледелия. Активное заселение края приходится на вторую половину этого века, когда сюда бежали из Москвы верные старой религии стрельцы и представители знати. Хотя Ю.А. Карякин, считает, что приток населения после раскола был незначителен, и старообрядчество в Гуслицах удержалось исключительно благодаря местным силам.
Дело в том, что в конце XV века великий князь Московский Иван III, покорив Новгород, стал расселять свободолюбивых новгородцев по территории Московского государства. Многие из них были поселены в глухих и неудобных для земледелия гуслицких лесах. Почти все деревни здесь считаются новгородскими по происхождению, а жителей Анциферова и Соболева еще в начале ХХ столетия звали «новгородцами». Разумеется, обиженные покорением своего города и высылкой новгородцы долго сохраняли недобрую память о москвичах. А реформа патриарха Никона и последовавший за ней раскол Русской Церкви дал им повод отделиться от ненавистной Москвы и ее новой религии. Так и возникли знаменитые старообрядческие Гуслицы, которые со временем стали называться даже «Старообрядческой Палестиной».
Книгописание в Гуслице.
Гуслица являлась вторым по значимости, после Выголексинского общежительства, старообрядческим книгописным центром. В конце XVIII–XIX веков по всей России и в зарубежных старообрядческих общинах использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Они отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русские узоры и элементы европейского барокко. Орнамент книг был исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов или с золотом. Известными центрами книгописи тогда являлись Беливо, Мисцево, Петрушино, Заполицы и Заволенье.
Наиболее ранние происходящие из Гуслицы рукописи датируются концом XVIII — началом ХIХ века. Почти все они, за редким исключением, певческие, находятся в крупных рукописных собраниях, во многих частных коллекциях и старообрядческих храмовых библиотеках, в фондах Государственного исторического музея.
Иконописание в Гуслице.
В Гуслице тоже был развит иконописный промысел, возникший, по свидетельствам местных жителей, около 1730 г. Его основателями были анциферовские крестьяне, обучавшиеся иконописи в Новгороде и в Москве.
Местом для изготовления икон служила, как правило, обычная крестьянская изба. Набор инструментов для работы прост: кисти, графия (вставленная в дерево игла для нанесения контура на доске), шпатель (четырехугольная дощечка) для грунтования, насечка в виде гвоздя с тонкими штрихами вдоль и поперек его (насечкой били по доске, когда она уже была покрыта золотом, для получения рябоватой поверхности). Необходимые для работы материалы - доски, мел, клей, краска, олифа, сусальное золото.
Доски изготавливались из липы, ольхи и, в исключительных случаях – по желанию богатого заказчика – из кипариса. Чаще всего применялись липовые доски, они мягче, лучше держат на себе грунтовку. Рисунки-эскизы иконных сюжетов или покупались в Москве или изготовлялись самими жителями. На более или менее плотной бумаге иконописцем на основе эскиза рисовался контур изображения, по нему иголкой пробивались мелкие дырочки – изготовлялась так называемая прорись-припорох, с помощью которой угольной пылью рисунок-контур переносился на загрунтованную доску. Зачастую иконописцы руководствовались святцами, а также сборником образцов для иконописи «Стоглавом», где имелось описание обличия каждого святого. Краски, которые употреблялись при иконописи, различны: охра, кармин, киноварь, берлинская лазурь, белила, умбра и другие.
1917 год положил конец гуслицкой иконописи как промыслу, жители же, скорее всего, продолжали «потихоньку» писать иконы, по частным заказам или для оставшихся, возможно, что и сокрытых от властей, старообрядческих молелен. Последний иконописец из села Костино – Евстигней Семенович Плешков, ушел из жизни в 90-х годах прошлого века, и в связи с тем, что мастерство передавать было уже некому, иконопись в крае сошла на нет.
Литье в Гуслице.
Старообрядцы всегда ревностно хранили и поддерживали древние традиции. Гусляки не были исключением. В гуслицких селениях лили медные образки, крестики, складни и другую церковную утварь. Около 200 гуслицких крестьян промышляло изготовлением медного культового литья, которое приобреталось перекупщиками на вес пудами и отправлялось на продажу в Москву. Причем этот подсобный крестьянский промысел никак не афишировался и тем более не отражался в официальных бумагах. Гуслицкое литье отличалось большим разнообразием и красотой, причем его технология была довольно проста. Все это говорит о массовом ремесленном производстве, навыки которого передавались из поколения в поколение.
Мария ШЕРМАНОВА
04.03.2009 Своя газета.
|